Новый роман Александра Агеева

Дмитрий Суржик, историк

Фев 2nd, 2015 | Разделы: Отзывы

Дмитрий Суржик, историк

«Представленная рукопись посвящена одному из представителей российского казачества. «Опора трона», «спецназ русской императорской армии», «царские сатрапы», одна из основных сил белого движения и жертва коллективизации. Герои Великой Отечественной войны… Только сегодня мы начинаем осознавать и возрождать казачьи традиции. И снова казаки – на передовой новых «горячих точек» борются за справедливость, честь и физическое выживание русского народа.

Неудивительно, что именно сейчас начал развиваться такой жанр как «семейная история». Лишенное мощного, хотя и имевшего свои недостатки советского курса истории, разочарованное в чуждых, аморальных и навязывающих безродное беспамятство «общечеловеческих ценностях», российское общество вернулось к своим корням — к осмыслению жизни своих предков, черпая оттуда примеры и силы для будущих свершений, для такой непростой жизни. Однако, чтобы полностью раскрыть подвиг наших дедов и прадедов, надо видеть роль каждого человека в мировой мозаике причинно-следственных связей. Открытая еще Львом Толстым, эта связь не была глубоко осознана, прочувствована им. Лишь сейчас, сопоставляя объективный ход мировых событий и «субъективную» историю, мы можем говорить о роли личности в истории. Такая «смычка» Mipa и человека: Великой Отечественной войны, «освоения целины», «застоя» и новобранца – солдата – военнопленного – победителя – учителя Гордея Павловича Панфилова — сильнейшая сторона рукописи. Уже первые ее страницы открываются «приказом № 227», за которым стояли и важность Волги как транспортной артерии, и японское вторжение, если Волга падет к ногам гитлеровцев, и неминуемая опасность, грозившая советским нефтепромыслам на Кавказе – всё это ложилось смыслами и ответственностями на каждый шаг и каждые мысль, слово защитников Сталинграда.

Написанная живым языком, рукопись через фольклор, ёмко и в меру, книга приобщает даже современного читателя к казачьему мировосприятию, к казачьим традициям и казачьей силе воли: будь то легенды о Доне-батюшке, идущие супротив отеческой воли отношения Дуни и Гордея или описание тяжелых боев. В них автор предстает не только талантливым бытописателем, но и тонкий психолог, близкий по духу своему читателю (нелегко себе представить, как и чем жили солдаты в окопах и в плену той Великой войны, от которой нас отделяют 70 лет). Показывая Гордея в плену, автор проводит параллель с поведением в советском плену фельдмаршала Паулюса. Поставленные на одну доску, без наносного лоска, они предстают перед читателем в своей сути. Один — карьерист, размещенный с максимальным для военнопленных комфортом, сразу же сбросил с себя нацистскую спесь и начал читать классиков марксизма (а под конец своего пребывания в СССР предал и своего бывшего подчиненного, чтобы поскорее перебраться в ГДР). И второй – Патриот, который, несмотря на неопределенность (хотя, определенность, наверное, была – умирание в лагере или измена: с нацистским орлом на сердце сеять смерть на своей Родине) и запугивания не сдался, не стал предателем.

И несколько субъективных впечатлений в завершении. Теперь я знаю еще одну книгу о казачестве. Это не сухой справочник, не лубочная залихватская картинка и не всегда честный «Тихий Дон». Это глубокое и уважительное к нашим героям-предкам и нашей истории правдивое жизнеописание пути одного человека. Его главный герой может чего-то не знать в жизни, может в чем-то ошибаться, но не может лгать. Он не шел наверх по интригам, ступая по своим товарищам. Он честно жил и творил в те тяжелейшие годы. Может быть, он не достиг высоких постов и званий, но Гордей Панфилов был одним из тех, кто оставил нам великую страну и пример правдивой жизни. На мой взгляд, именно такие книги о людях-созидателях, о превратностях судьбы, благосклонной только к искренним Людям, должны сменить в школах лживые «чернушные» рассказы о лагерном быте и ненависти к своей стране отдельных персонажей. Только на таких примерах надо учить молодежь, только с такими Людьми надо советоваться о Жизни»

 

Комментирование закрыто.